Пасхалки, которые вы пропустили в «Джокере»
Супергеройские фильмы обычно полны пасхалок, нетерпеливо ожидающих, когда же их найдут одержимые фанаты: от незначительных упоминаний прошлых сюжетных линий и едва заметных персонажей на второстепенных ролях до могущественных артефактов, угрожающе маячащих на заднем плане. «Джокер» (Joker) 2019-ого года, однако, в этом плане сильно от них отличается. Как вы, возможно, слышали, это не типичный фильм супергеройского жанра, и в результате такого вороха отсылок к комиксам в нём нет.
Но это не значит, что их нет совсем: здесь нашлось место как незаметным, так и довольно явным отсылкам к фильмам, событиям в реальном мире и даже безмолвному искусству пантомимы, что ютится на мрачных и суровых улицах Готэм-сити. Если вы все еще оправляетесь от насилия и драмы трагической истории Артура Флека, то читайте дальше, чтобы узнать о всех мелочах, которые вы, возможно, пропустили. Но если вы ещё не видели фильм, будьте осторожны: впереди множество спойлеров… без шуток.
Джокер – все ещё Человек, который смеётся
Если вам известен хоть какой-то интересный факт о Джокере, то, возможно, это то, что его персонаж был изначально вдохновлён вовсе не игральной картой, в честь который он назван, а Гуинпленом, главным героем немого фильма 1928-ого года «Человек, который смеётся». В фильме действие происходит в 17-ом веке, и Гуинплен, сыгранный немецким актёром Конрадом Фейдтом, был ребёнком, отец которого погиб в результате междоусобицы среди дворян. И прежде чем враги поместили его отца в «Железную деву», они изуродовали Гуинплена таким образом, чтобы на его лице всегда была улыбка, оставив его неспособным по-настоящему изображать свои эмоции. Кроме того, как вы думаете, кем был предан его отец? Собственным шутом, чьи «шутки были жестокими, а улыбки – ложными». Никого не напоминает?
Этот кинематографический образ во многом вдохновил создателей Джокера, и он подошёл ему, как никому другому. Очевидны параллели с состоянием здоровья Артура Флека, который страдает от недуга, что заставляет его навязчиво смеяться каждый раз, когда он находится в состоянии стресса. Кроме того, обнаруживается, что в детстве его мать игнорировала жестокое обращение с ним его отца, так как он «радостно» смеялся во время ужасных мучений. Это больше, чем просто подтекст, однако, одна из пасхалок – это ещё более явный визуальный намёк на конкретную сцену из фильма «Человек, который смеётся», и она повторяется в «Джокере» несколько раз.
На протяжении всего фильма, в том числе во вступлении и, в особенности, в конце, Флек заставляет своё лицо «улыбнуться», зацепив пальцами рот и потянув вверх. Это то же самое, что делает доктор Хардкванон, чтобы показать отцу Гуинплена, как пострадал его сын. Возможно, ещё важнее тот факт, что Флек сделал то же самое с молодым Брюсом Уэйном, когда пытался связаться с Томасом Уэйном – ведь сразу после этой сцены в «Человеке, который смеётся» звучит фраза, что они сделали это для того, чтобы Гуинплен «всегда смеялся над своим отцом-дураком». Учитывая то, как развивается динамика отношений между Флеком и Уэйнами, становится понятно, что на самом деле это нечто гораздо более серьёзное, нежели просто жуткий акт засовывания рук в рот ребёнку.
Новые времена Джокера
«Человек, который смеётся» – не единственный немой фильм, который в чём-то повлиял на «Джокера». Трудно представить себе Готэм-сити, где показ широко известной комедии Чарли Чаплина, на который, похоже, пришли исключительно миллиардеры, не был бы сразу признан поистине ужасной идеей. Действие фильма, однако, происходит ещё до того, как Готэм заполонят преступники, что оставляют улики, замаскированные под кроссворды, и отравляют комедийные клубы смертельным веселящим газом, так что в то время это казалось хорошей идеей.
Тем не менее, возникает вопрос о том, почему именно фильм «Новые времена» был выбран для этой сцены в фильме, причём показанный так заметно, чтобы мы остановились посмотреть на Артура Флека в тот момент, когда он наблюдает за одной из самых знаменитых шуточных сцен Чаплина. Конечно, есть очевидный уровень – рассматриваемая сцена включает в себя эпизод с катанием персонажа Чаплина на роликах с завязанными глазами, в результате чего он постоянно висит на волоске от того, чтобы упасть прямо вниз, и это точное попадание в состояние Флека как человека, балансирующего на грани здравомыслия.
Если вы знакомы с остальным сюжетом фильма «Новые времена», вы поймете, что некоторые из его тем – это пасхалки, зеркально отображающие положение дел в Готэм-сити. В конце концов, это фильм, в котором Чаплин в роли Бродяги сталкивается с отчаянной экономической ситуацией, из-за которой он буквально был пережёван и выплюнут машинами тяжёлой промышленности прямо на улицу. Еще более показательна сцена, в которой его арестовывают и отправляют в тюрьму перед тем, как помиловать, только для того, чтобы показать, что он скорее останется в тюрьме, чем вернётся обратно и столкнется с альтернативой. То же самое мнение высказывается в «Джокере» Брайаном Тайри Генри в его незначительной, но важной роли клерка в Государственной больнице Аркхэма, который говорит Артуру, что некоторым людям лучше быть запертыми там, чем на улицах Готэм-сити, на которых с каждым днём становится всё опаснее.
Влияние Скорсезе на «Джокера»
Сказать, что режиссёр Тодд Филлипс был вдохновлен Мартином Скорсезе в «Джокере», все равно, что сказать, что жизнь на Земле «вдохновлена» Солнцем. В принципе, это так, но было бы немного точнее сказать, что одно полностью зависит от другого и не существовало бы без него. В ДНК сюжета «Джокера» очень много «Таксиста»: Артур, получающий пистолет от своего коллеги, политические амбиции Томаса Уэйна, мрачное изображение Готэм-сити. Впрочем, это не единственная картина Скорсезе, что просматривается в фильме.
Наверное, неудивительно, что «Король комедии» 1983-его года оказал огромное влияние на «Джокера», до такой степени, что не будет лишним потратить время на просмотр этого фильма, чтобы уловить все перекрёстные связи. Посмотрите, сможете ли вы найти их: Роберт Де Ниро снимается в роли Руперта Папкина, начинающего стендап-комика, одержимого ведущим ток-шоу Джерри Лэнгфордом. У Папкина часто бывают яркие фантазии, которые никогда чётко не разграничиваются для зрителей, например, то, как он был на шоу Лэнгфорда или что он даже дружит с ним. В конце концов, его навязчивая идея приводит его к похищению Лэнгфорда, и он удерживает его за выкуп, пока ему не разрешат быть гостем на шоу, где он рассказывает несколько шуток о своём преступлении, признаваясь перед аудиторией под видом стендап-выступления.
Если вы видели «Джокера», то прямо сейчас вы должны испытывать сильное чувство дежавю, но вишенкой на этом пасхальном торте выступает сам Де Ниро в роли Мюррея Франклина, ведущего ток-шоу, которым одержим Флек. Естественно, он оказывается втянутым в безумие Флека, даже случайно дав ему имя «Джокер». Параллели сильны, даже несмотря на то, что Джокер оказывается значительно более смертоносным, чем Папкин.
Но и это ещё не всё, на оригинальной афише «Короля комедии» главные персонажи фильма изображены в виде игральных карт: Лэнгфорд как король, а Папкин как Джокер. (прим. переводчика)
В мастерской масок
Мотив танца Артура Флека повторяется по всему «Джокеру», начиная с прерванного эдипова вальса с матерью и заканчивая последними моментами фильма, когда он отмечает очередное успешное убийство, пританцовывая в Аркхеме, но есть один момент, который немного выбивается из этого ряда. После своего первого тройного убийства, когда он приходит в себя в плохо освещённой ванной комнате, мы видим, как ноги Флека скользят по полу, а за ними следует и всё его тело. Дело в том, что это не совсем похоже на те танцы, которые мы видим в других местах фильма. Его движения более плавные, и скорее похожи на театральную постановку.
Так в чем же дело? Он обращается к современному танцу, чтобы выразить свою радость от насилия с применением оружия? Он примеряет на себя свою другую потенциально преступную личность брейк-дансера? После убийства он хочет сосредоточиться посредством гимнастики Тай-чи? Возможно, верно всё из перечисленного сразу, но есть и другая версия, которая может показаться столь же надуманной: создатели фильма отсылают нас к знаменитым движениям легендарного французского мима Марселя Марсо.
Думаете, что вряд ли, и, наверное, это и правда так, но рассмотрим эту потенциальную пасхалку внимательней: одним из самых известных спектаклей Марсо был «В мастерской масок», в котором он, используя пантомиму, «надевал» на себя разные маски, изменяя выражение своего лица под них. Кульминацией этого произведения является то, что Марсо обнаруживает, что «маска», изображающая чистую радость с широко открытыми глазами, застряла на его лице. Он изо всех сил пытается снять её, пытаясь сорвать то, что похоже на его собственную кожу, в то время как его тело искажается болью и подавленностью, в течение всего времени, пока его лицо остаётся запертым в нарисованной улыбке клоуна. Если вам кажется, что это не похоже на то, что происходит в «Джокере», тогда мы не знаем, что похоже.
Косметика и лекарства
Иногда надпись – это просто надпись, но давайте на минутку предположим, что любая деталь в каждом отдельном кадре фильма – это осознанный выбор, сделанный создателями. Если это так, то в самом начале «Джокера» есть кое-что, что может оказаться ещё одной важной пасхалкой. Вскоре после того, как мы впервые знакомимся с Артуром Флеком, он идет за лекарством в аптеку и проходит мимо окна с двумя словами, написанными неоном: «Косметика и лекарства».
На первый взгляд, ладно, в аптеке есть много всего, что можно рекламировать, и это довольно распространённые вещи. Если сильнее углубиться в тему, то можно прийти к идее, что для Артура лекарства, которые он принимает, являются формой косметики. Это ментальный макияж. Его лекарства явно неэффективны, они лишь прикрывают что-то намного более страшное, и когда он прекращает принимать их, то говорит, что теперь он стал собой настоящим. Возможно, не лучшее послание для тех, кто борется с проблемами психического здоровья, но это определенно точка зрения самого Артура. Также это вполне согласуется с тем, сколько времени фильм посвящает сценам, в которых Флек и вправду наносит макияж, и тем, как разрисовывая своё лицо (и язык, фу) он становится Джокером, а не просто Артуром Флеком.
Помимо этой интерпретации, у нас есть и ещё одна: это одна из немногих отсылок к фильмам о предыдущем кинематографическом Джокере, а точнее к «Бэтмену» Тима Бёртона 1989-ого года, в котором самое большое преступное деяние Джокера (прежде чем он попытается отравить весь город смертельными испарениями на параде) происходит, когда он терроризирует город с помощью «Смехотрикса». Яд, из-за которого люди застывают с вечными улыбками и умирают, спрятан в повседневных продуктах: лаке для волос, помаде, парфюмерии. Другими словами: лекарственная косметика.
Секс, секс, секс
Это может показаться удивительным, учитывая, что это фильм о Джокере – ну, вы знаете, том злодее из комиксов о Бэтмене? – но на самом деле в «Джокере» нет особых отсылок к комиксам. Кроме главных героев, в фильме нет упоминаний о супергероях или злодеях, если только не учитывать, что упоминание о «суперкошках» является отсылкой на кошку Супергёрл Стрики. Там нет ни намека на Харли Квинн, Ха-Хасьенду, Джокермобиль, и, к сожалению, Артур Флек даже не объявляет, что пришло время для «Пяти способов мести Джокера»!
Однако есть одно серьёзное исключение. Хотя это, несомненно, дань уважения «Королю комедии», можно с лёгкостью утверждать, что весь кульминационный момент фильма – пасхалка на один из самых влиятельных комиксов о Бэтмене всех времён: «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря». В третьем выпуске классики Фрэнка Миллера 80-ых годов, который сам по себе является продуктом той эпохи, которую постоянно навевает «Джокер», с собственным набором отсылок на «Таксиста», Джокер появляется в качестве гостя в ток-шоу. Это, конечно же, не точная копия, у фильма и комикса в этом плане есть много отличий: Джокер здесь уже в конце своей криминальной карьеры, а не в начале, и вместо Мюррея Франклина ведущим в комиксе является Дэвид Эндохрин, аналог Дэвида Леттермана.
Тем не менее, есть одно предельно чёткое упоминание, и вы можете его пропустить, если не знакомы с поп-культурой 80-ых годов: доктор Салли, несколько фраз которой указывают на то, что она является секс-терапевтом в духе Рут Вестхаймер, более известной в поп-культуре как доктор Рут. Она была частым гостем в «Сегодня вечером» и «Позднем шоу с Дэвидом Леттерманом», и, как и в случае с самим Леттерманом, для неё нашёлся аналог в комиксе «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря». Но даже не само её присутствие делает отсылку явной, а театральный и невероятно жуткий поцелуй, который Джокер дарит ей, когда он выходит на сцену. То же самое он делает в комиксе, за исключением того, что его помада пропитана ядом, от которого она превращается в подписанный Джокером улыбающийся труп.
Спрятанная фигурка Джокера
Фильм «Джокер» оказался шестым появлением Джокера на большом экране в формате фильма. Первые пять раз – «Бэтмен» 1966-ого, «Бэтмен» 1989-ого, «Тёмный рыцарь», «Отряд самоубийц» и «Маска фантазма», если вы ведёте счёт дома, – все они отличались друг от друга дизайном, но были взяты из одного и того же источника. Вы никогда не перепутаете Джокера Сезара Ромеро с Хитом Леджером, но у них обоих есть зелёные волосы и фиолетовые костюмы, и даже фиолетовая змеиная шуба Джареда Лето поддерживает цветовую гамму.
А вот «Джокер» нарушает традиции. В отличие от традиционного фиолетового Артура Флек в роли Джокера выбирает немного другие костюмы. Присутствуют и зелёные волосы, и традиционный костюм-тройка, но не фиолетовый или зелёный, а скорее бордовый. Это небольшая разница, и наиболее вероятное объяснение состоит в том, что Тодд Филлипс, Хоакин Феникс и дизайнер костюмов Марк Бриджес хотели, чтобы их взгляд на персонажа был визуально отличным от других, что, вероятно, было хорошей идеей, учитывая несколько сильных сходств с образом Хита Леджера.
Но есть одно место, где вы можете найти эту цветовую схему на Джокере, и, вероятно, совсем не там, где вы ожидаете. Ещё в 1990-ом году компания по производству игрушек Kenner оседлала волну популярности фильма о Бэтмене 1989-ого, когда они выпустили игрушечную фигурку под названием Sky Escape Joker. Это не совсем тот же костюм – цвета жилета и рубашки поменялись – но цвет пиджака поразительно похож на тот, который появился в кинотеатрах 29 лет спустя. Означает ли это то, что существовал набросок Джокера, в котором Хоакин Феникс спускался на летательном аппарате из рюкзака, как в наборе Sky Escape Joker? Скорей всего, нет, но никогда нельзя знать наверняка. Warner Bros, мы хотим такую версию фильма!
Государственная Больница Аркхем
Тот факт, что Лечебница Аркхем появляется в фильме о Джокере, сам по себе не является пасхалкой. Принимая во внимание, что готэмский крайне плохо оборудованный дом для душевнобольных преступников играет почти такую же значительную роль в обширной мифологии Бэтмена, как и сам Тёмный Рыцарь, было бы даже более примечательным, попади смежный с Бэтменом проект на экраны без упоминания Аркхэма вообще.
Однако в этом особом облике Аркхема есть кое-что, что стоит отметить: это не Лечебница Аркхем, это Государственная Больница Аркхем. Это может показаться сравнительно небольшим изменением, которое было сделано для того, чтобы название казалось более реалистичным, ведь «лечебница» как термин для психиатрической больницы могло бы потерять популярность за десятилетия до времени действия «Джокера» в середине 80-ых, но здесь может быть что-то ещё. До того, как он стал готическим особняком с сотней горгулий и вращающейся дверью для костюмированных преступников, Аркхем из комиксов был просто Больницей Аркхем, что само по себе было отсылкой к Г.Ф.Лавкрафту. Именно так он называется в своём первом появлении в выпуске «Бэтмена» № 258, и здание в нём выглядело немного более реалистичным, чем тот жуткий дом, которым он станет в дальнейшем.
Что делает эту пасхалку ещё более заметной, так это первые два резидента Больницы Аркхем. Два единственных суперзлодея, которых мы видим в этом выпуске, это Двуликий и, конечно же, Джокер. Единственная загвоздка в том, что на самом деле сначала появляется Двуликий, и только когда он сбегает, мы видим, как он бежит мимо камеры Джокера. Тем не менее, если изучить всё более детально, незадолго до этого, в «Бэтмене» № 251 упоминается, что криминальный принц-клоун недавно «сбежал из государственной больницы для душевнобольных преступников». Если мы предположим, что это Аркхем, а это вполне оправданное допущение, то Джокер на самом деле является первым персонажем, который был там заперт, а Двуликий – вторым. И это именно так, как Харви Дент и хотел бы, чтобы это было.
Берни Гетц «Джокера»
«Джокер» по большей частью обязан своей эстетикой Нью-Йорку середины 80-ых, и не только потому, что он изображает грязные, наполненные криминалом улицы из «Таксиста» и «Короля комедий». Существуют реальные инциденты, формирующие фон для событий, происходящих на экране, в том числе массовый всплеск преступности, сопровождавший эпидемию употребления крэка, и «мусорная забастовка», основанная на аналогичных забастовках рабочих в области санитарии в Нью-Йорке, одна из которых длилась целых 17 дней в 1981-ом году.
Один из инцидентов, наиболее часто упоминаемых в сюжете «Джокера» – это стрельба в четырёх человек в вагоне метро Берни Гетцем в 1984-ом году. Гетц утверждал, что стрелял, защищая себя от ограбления, и СМИ даже первоначально окрестили его «Мстителем из Метро», прежде чем он сдался властям. Многие ньюйоркцы, а также люди, следящие за историей из других мест, поддерживали действия Гетца, рассматривая их как оправданный ответ на неконтролируемый рост насильственных преступлений.
В последствии, однако, общественное мнение обернулось против него, в основном из-за мнения, что основным мотивом Гетца была ненависть на расовой почве. Все четверо, расстрелянные Гетцем, были чернокожими, а сам Гетц – нет. Кроме того, эта версия была подкреплена как расистскими заявлениями, сделанными Гетцем в прошлом, так и более поздними, в которых Гетц заявил, что сразу после случившегося он собирался выколоть один из глаз парня своими ключами, и что он прекратил стрелять только потому, что у него кончились пули. Несмотря на то, что было довольно много людей, готовых потворствовать фантазиям о мести в стиле «Жажды смерти», именно такие заявления заставили их задуматься, что, возможно, у него с самого начала было не всё в порядке с головой.
Поэтому совершенно не случайно, что превращение Артура в Джокера начинается со стрельбы в его нападающих в вагоне метро, что он прекращает стрельбу только потому, что у него кончились пули, а также что его действия стали сенсацией в СМИ и были одобрены многими людьми в Готэме.
источник: ссылка
Степан Давыдов
Михаил Д
Seivno
Джо