Что на самом деле произошло в конце фильма «Аннигиляция»?
«Аннигиляция» доступна для просмотра на Netflix во всем мире, а жители США получили шанс насладиться просмотром картины на большом экране (вот же счастливчики!).
Но где бы вы ни посмотрели «Аннигиляцию», научно-фантастическое творение Алекса Гарленда наверняка вызвало у вас философское настроение. И действительно, в фильме есть над чем задуматься – о происхождении внеземных сущностей, о свойствах таинственной зоны Мерцания, о неоднозначной судьбе главной героини Лины и о прекрасном безумии, воцарившем на экране под конец фильма.
Поле для домыслов просто обширно, и в сети уже можно встретить множество фанатских теорий. Учитывая то, что фильм не изобилует конкретикой, у зрителя появляется возможность внимательно вчитываться в сюжет и разгадывать его тайны – чем мы сейчас и займемся.
7. Что именно произошло?
В третьей части фильма Лина (Натали Портман) в одиночку перемещается к маяку в центре Мерцания в надежде обнаружить источник аномалии. Большая часть ее команды к тому моменту погибла, за исключением доктора Вентресс (Дженнифер Джейсон Лей), которая на тот момент уже находилась в маяке.
Проникнув в маяк, Лина обнаруживает обгоревший труп, и после просмотра записи с камеры обнаруживает, что это был ее муж Кейн (Оскар Айзек). Так она узнала, что Кейн убил себя, взорвав фосфорную гранату, предварительно попросив созданного Мерцанием собственного клона отправиться на поиски Лины.
Затем Лина проходит дальше и обнаруживает безликую Вентресс, которая сама с собой обсуждает сущность Мерцания и начинает приобретать причудливую форму. В новом облике Вентресс берет каплю крови с лица Лины и создает ее металлического безликого двойника, который пытается остановить настоящую Лину от побега.
Двойник все больше начинает напоминать Лину, и тогда она обманом дает ему в руки фосфорную гранату и сбегает. Пока двойник сгорает, пламя охватывает весь маяк и, по идее, уничтожает и само Мерцание.
После возвращения в реальный мир критическое состояние второго Кейна внезапно улучшилось благодаря исчезновению Мерцания. Вернувшись к Лине, он сообщает ей свои сомнения по поводу того, настоящий ли он Кейн. А что же Лина? Она и сама ни в чем особо не уверена, ведь в конце фильма мы видим в ее глазах странное свечение.
Так что же все это значит?
6. Саморазрушение – ключ к спасению
Одной из центральных тем «Аннигиляции» является саморазрушение. Оно проскальзывает уже в середине фильма в словах Лины о том, что Кейн “отправился на суицидальную миссию”.
Вентресс настаивает, что Лина путает самоубийство и саморазрушение. Она объясняет, что мало кто действительно себя убивает, но многие ломают свою жизнь различными способами: злоупотребляют алкоголем, сигаретами, бросают отличную работу или рушат собственный брак.
Последнее особенно актуально в случае Лины – она уничтожила свою счастливую домашнюю жизнь с Кейном одной изменой. Что интересно, ее двойник под конец фильма делает фактически то же самое: сжигает свой дом – маяк – дотла.
Как ни удивительно, именно тяга к саморазрушению помогает Лине выжить и в некотором смысле переродиться.
Спасаясь из зоны Мерцания, Лина убивает своего двойника и покидает это место совершенно другим человеком, ведь ее клеточный набор изменился под воздействием аномалий.
5. Депрессия и борьба с самим собой
В сети уже можно найти множество статей, описывающих фильм как аллегорию депрессии и неустанной внутренней борьбы людей с психическими расстройствами.
Прежде всего стоит заметить, что у каждого члена команды есть склонность к депрессии и тяга к саморазрушению. У Лины это измена, у Вентресс – рак, у Ани – алкоголизм, Джози наносит себе порезы, а Касс все время находится в трауре по погибшей дочери.
Мерцание само по себе кажется буквальным воплощением губительной силы депрессии. Оно представляет собой огромный шар, оказывающий влияние на всех, оказавшихся внутри него. Вдобавок он изменяет привычную реальность, из-за чего время начинает плыть словно в тумане – о таких ощущениях может рассказать любой человек с депрессией.
Ярче всего это показано в третьей часть фильма в сцене, где Лина бежит к двери маяка, но ее останавливает ее двойник. Поначалу может показаться, что двойник пытается ее убить, но на самом деле он просто повторяет ее действия и бежит к двери, едва на придавив Лину – снова параллель с саморазрушением.
Чтобы не умереть фактически от собственных рук, Лине приходится сдаться и плыть по течению. Такое же решение принимает и другая участница команды, Джози, но с иным результатом – поддавшись своей тяге к суициду, она смогла мутировать в нечто иное, превратившись в растительную статую. Ее депрессивные наклонности в буквальном смысле расцвели.
Научная фантастика всегда отличалась тягой к вплетению в сюжет экзистенциальных страданий – от страха неизвестного до вопросов об истинной сущности человека. Фильм Гарленда, в свою очередь, смог отразить внутреннюю борьбу многих жителей нашей планеты.
Однако, «Аннигиляция» затрагивает не только тонкие душевные материи, но и вполне ощутимые физические проблемы, с которыми сталкивается человечество.
4. Рак и идея создания
Рак также стал частью повествования «Аннигиляции»: доктор Вентресс страдает от рака, а само Мерцание изменяет окружающую среду, создавая своеобразные опухоли на теле природы. Как и рак, оно пытается достичь биологически заложенных в нем целей без всякого злого умысла.
Однако Гарленд смог связать эту тему с мотивом создания: взять хотя бы заявление Лины о том, что Мерцание не стремится к разрушению – поскольку оно ничего не чувствует, а просто пытается достигнуть цели по изменению Земли. Ведь именно те свойства Мерцания, что вызывают опухоли, позволяют Джози стать прекрасным растением и помогают умирающей Вентресс стать чудесным существом, сотканным из тумана.
Отсюда возникает вопрос – где находится грань между разрушением и созданием? Эта дилемма встает на протяжении всего фильма. Сначала Лина уничтожает “рак” под названием Мерцание, а позже настоящая Лина под воздействием Мерцания исчезает из жизни и вместо нее появляется нечто новое. Понять, что это другая Лина, можно как по ее светящимся глазам, так и по каплям воды, стекающим по стакану в конце фильма – одна капля разделяется надвое, словно клетка, делящаяся напополам.
Несомненно, исследовать сущность человеческого тела, его изменчивости и смертности можно бесконечно, но «Аннигиляция» также касается и вопросов бессмертия.
3. Сущность бессмертия
Идея бессмертия транслируется в фильме довольно необычно. Самым жутким воплощением этой идеи стала сцена смерти несчастной Касс, забитой до смерти медведем-мутантом, который использовал ее последние слова, чтобы приманить всех остальных.
Героини обсуждают, насколько кошмарно умереть таким способом и оставить после себя нечто столь ужасающее: учитывая, что дочь Касс уже умерла, на этой Земле осталось лишь ДНК Касс, смешанное с ДНК убившего ее чудища. Напавшего на нее мутанта вскоре убивают, но, учитывая сущность Мерцания, есть вероятность, что последний крик Касс где-то материализовался.
Тема бессмертия поднимается и в одном из флэшбеков, когда Лина читает книгу под названием «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс». Книга повествует о жизни женщины по имени Генриетта Лакс, которая погибла от рака шейки матки в 1951. Ее смерть привела к научному открытию – из ее раковых клеток, взятых для экспериментов, удалось получить линию “бессмертных” клеток под названием HeLa.
Параллель между “бессмертными” раковыми клетками Лакс и криком Касс, слышным после ее смерти, вполне понятна – в обоих случаях женщины продолжили “жить” в той или иной биологической форме, однако эта форма отражала худший аспект их прошлой жизни. Смерть Лакс привела к крупному научному открытию, а вот смерть Касс не имела таких последствий.
В том же флэшбеке Лина обсуждает бессмертие с Кейном и подмечает, что его отсутствие в генах человека – серьезная ошибка. Учитывая, что генетический набор Лины в итоге был изменен Мерцанием, можно ли сказать, что она открыла ключ к вечной жизни?
Еще одна маленькая деталь, связанная с темой бессмертия – татуировка уробороса, змеи, пожирающей собственный хвост, универсальный символ бессмертия. Тату периодически появляется на руках разных членов команды на протяжении всего фильма. Может ли это тату быть воплощением посмертной жизни члена первой экспедиции, который погиб в зоне Мерцания?
Независимо от того, открыла ли Лина секрет долголетия и возможного бессмертия, возникает вопрос – спаслась ли она в принципе?
2. Какая версия Лины покинула Мерцание?
В самом поверхностном прочтении «Аннигиляции» Лина уничтожает своего клона и возвращается домой. Однако концовка фильма не так однозначна, ведь свечение в ее глазах может означать совсем иной исход событий.
Во время схватки с двойником Лина потеряла сознание, упав на пол, потому мы можем предположить, что – пусть и с низкой вероятностью – Лина и ее металлический клон поменялись местами.
С этой гипотезой можно не соглашаться, однако в ранней версии сценария Гарленд четко указывал, что хотел сделать финал «Аннигиляции» двусмысленным: “Нельзя понять точно, какая Лина выжила, а какая погибла”.
Такая размытая формулировка дает шанс предположить, что настоящая Лина выжила, но, учитывая, как ее физически и эмоционально изменило Мерцание, она могла стать новой, третьей версией Лины, не похожей ни на изначальную себя, ни на двойника. Этакая химера, порожденная Мерцанием.
1. Будущее человечества
Хотя «Аннигиляция» основана на книжной трилогии, Гарленд объяснил, что не имеет никаких планов на сиквел. Возможно, так даже лучше – отсутствие продолжения позволит сохранить двусмысленность финала, к тому же первая часть не смогла собрать пророчимых ей 11 миллионов долларов в кинотеатрах.
Однако, Гарленд дал зрителям широкое поле для размышлений. Исчезло ли Мерцание полностью и навсегда? Конечно, так или иначе оно живет в Лине и Кейне, но как на них это влияет? Могут ли они оказывать влияние на окружающих? Смогут ли они жить очень долго или даже вечно?
Что насчет идеи создания? Если новые версии Лины и Кейна решат остаться вместе – что, впрочем, сомнительно, несмотря на их тягу друг к другу – смогут ли они дать начало новой, более совершенной форме существования человека? Все эти вопросы режиссер оставляет без однозначного ответа.
Открытый финал «Аннигиляции» напоминает финал предыдущего фильма Гарленда, «Из машины» - там героиня Алисии Викандер, Ава, смогла вернуться в реальность, но ее судьба и последствия ее действий так же не объяснены.
Гарленд не оставил никаких подсказок относительно будущей судьбы героев и человечества, так что к счастью – или к несчастью – зрители должны решить все сами.
источник: ссылка
Нэш
Кирилл
troin