Нерассказанная правда о «Castlevania»
В 1986 году игра «Castlevania» затянула игроков в размашистую, лабиринтную обитель Дракулы. Они никогда не жалели о прошлом. Теперь, спустя три десятилетия, «Castlevania» – это не просто крупная серия видеоигр, но и анимированный сериал, серия комиксов и прародитель целого жанра видеоигр.
Как и замок Влада, «Кастлвания» полна секретов. От своего таинственного создателя до ее почти забытой роли в старом субботнем утреннем мультфильме и до корней ужаса Б-уровня. В «Кастлвании» не только кнуты, цепи и вампиры. Не спрашивайте, почему старик Драк прячет мясо в своих стенах, даже самый важный создатель игры не имеет ответа на этот вопрос.
Никто не знает, кто создал игру
В игровом мире, «Castlevania» – это огромное достижение. С самого первого дебютного тайтла более 30 игр (не считая спин-оффов вроде «Kid Dracula») хранятся на полках. «Castlevania: Symphony of the Night», первая серия на PlayStation, привычно занимает топ списка самых грандиозных игр всех времен. Некоторые критики утверждают, что серия находится рядом с «Zelda», «Super Mario», «Metal Gear» и «Final Fantasy» как одна из самых важных франшиз в истории игр.
И все же историки не знают, кто на самом деле создал эту вещь. Кодзи Игараси, давний продюсер «Castlevania» и имя, обычно ассоциируемое с франшизой, не работал над серией до «Symphony of the Night» 1997 года (почти через 10 лет после того, как появилась «Castlevania»). В 80-х и в начале 90-х годов японские разработчики игр использовали псевдонимы по воле своих корпоративных хозяев, чтобы конкуренты компании не переманивали талантливых сотрудников. Кроме того, у «Castlevania» нет «реальных» титров. Вместо перечисления настоящих имен или прозвищ разработчиков игра заканчивается данью уважения таким людям, как «Кристофер Би» (который звучит как Кристофер Ли, который сыграл Дракулу рекордные 10 раз) и «Борис Карлоффис».
Некоторые историки пытались отследить создателя «Castlevania», но ничего кроме имени не узнали. Источники в Konami говорят, что человек по имени Хитоси Акамацу придумал долгоживущую франшизу, но кроме титров в других играх Konami о нем мало что известно. Господин Акамацу вышел из игровой индустрии в 90-е годы и исчез, если он вообще существовал.
Это с самого начала была кросс-платформенная франшиза
После первых трех пронумерованных игр «Castlevania», запущенных на Nintendo, сложилось впечатление, что она стартовала как эксклюзивная франшиза Nintendo. Но это не так. Уже через месяц после дебюта первой игры вторая версия в серии «Vampire Killer» появилась на компьютере Microsoft MSX. «Castlevania: The Adventure» для Game Boy преодолела разрыв между «Castlevania II: Simon's Quest» и «Castlevania III: Dracula's Curse».
Потом была «Haunted Castle», первая аркадная прогулка «Castlevania». Если вы никогда не слышали о «Haunted Castle», этому есть веская причина: согласно сообщениям, она не очень хороша. Как и в «Castlevania», игроки «Haunted Castle» ведут охотника на вампиров Симона Бельмона через замок Дракулы, используя его кнут, чтобы уничтожать монстров, продвигаясь по разным платформам. Многие враги знакомы с других частей, но на этом сходство прекращается. Элементы управления ужасны, и игра чертовски сложная. Хуже того, у Саймона Белмонта только одна жизнь. И, в отличие от большинства аркадных игр, тут можно продолжить играть только три раза.
В 2008 году Konami снова выдвинула «Castlevania» в аркады, получив еще больший успех. Хотя «Castlevania: The Arcade» поменяла платформу разведки на пушечные перестрелки в стиле «House of the Dead», игроки могут использовать настоящий кнут с LED-поддержкой. По общему мнению, это очень, очень круто.
Дракула Брэма Стокера – это канон «Castlevania» (вроде как)
Без готического ужастика Брэма Стокера «Дракула» не было бы никакой «Castlevania». Хотя до «Дракулы» были мифы о вампирах, книга Стокера заложила фундамент, который стал основой почти для всей вампирской фантастики. Дракула – главный злодей серии «Castlevania» и ее рассказ (в котором идет речь о продолжающейся саге семьи Бельмонт, сражающейся с Дракулой и его злыми силами каждые сто лет) – обязана шедевру Стокера.
В свою очередь, Konami сделала «Дракулу» (книгу, а не персонажа) частью временного периода «Castlevania» в «Castlevania: Bloodlines». Согласно этой игре, один из персонажей из романа Стокера – Квинси Моррис, который помогает Джонатану Харкеру убить Дракулу, прежде чем стать жертвой своих вампирских ран – на самом деле является членом линии Бельмонт. В игре Куинси (обратите внимание, что его имя написано немного по-другому) прогнал Дракулу и отправился к отцу героя «Bloodlines» Джону Моррису. В «Castlevania: Portrait of Ruin» Джонатан – внук Куинси.
«Bloodlines» не упоминает о Джонатане Харкере или главном герое «Дракулы», профессоре Абрахаме Ван Хельсинге. Его рассказ также не совсем согласован со Стокером — в «Bloodlines» Джон увидел, что Куинси убил Дракулу, когда он был ребенком (в книге, Квинси – холостяк), и Куинси сделал это в одиночку, без помощи Харкера. В качестве приема рассказа, ссылка на Стокера и «Castlevania» вызывает больше вопросов, чем ответов. А если как дань источнику вдохновения «Castlevania»? Так получилось неплохо.
Алукард – не оригинал «Castlevania»
Одним из самых популярных персонажей в каноне «Castlevania» является Алукард, полу-сын Дракулы и герой «Castlevania: Symphony of the Night». Имя Алукарда, может быть, глупое, но он благородный и жестокий воин, который вернул своего отца в землю и несколько раз спас человечество.
Хотя вся его предыстория попахивает видеоиграми конца 80-х и середины 90-х годов, Алукард, как и его старик, фактически снят с более старшего исходного материала. В 1931 году Universal Studios выпустила «Дракулу», который (во многом благодаря игре Белы Лугоши) мгновенно привел к популярности героя. Universal выпустила два продолжения: «Дочь Дракулы», который вышел в 1936 году, и «Сын Дракулы», который дебютировал в 1943 году.
В «Сыне Дракулы», звезда хоррора Лон Чейни-младший сыграл загадочного графа Алукарда, который соблазняет молодую наследницу обещаниями бессмертия и в конечном счете встречает свою кончину от презираемого бойфренда женщины. Один из персонажей, который случайно читает «Дракулу», понимает, что Алукард просто «Дракула» наоборот и осознает, что они противостоят вампиру и помогает хорошим парням в следующей битве.
Игру адаптировали в мультсериал дважды
«Castlevania» от Netflix на самом деле является второй анимированной адаптацией классической серии игр. В 1989 году DIC Entertainment выпустила мультфильм для субботнего утра под названием «Captain N: The Game Master», и персонажи из «Castlevania» сыграли важную роль.
«Captain N» повествует историю подростка по имени Кевин Кин, которого затянуло в Nintendo, и он столкнулся со злодеями из различных 8-битных видеоигр. На своем пути Кевин получил помощь от Мегамена, Малыша Икаруса, разумного существа Game Boy и первого главного героя «Castlevania» Саймона Бельмона. В «Captain N» Саймон – тщеславный искатель приключений, которого больше волнует его лихая внешность и выпуклые мышцы, чем битва со злом. Хотя он якобы герой, Саймон большую часть своего времени пытается разобраться с Кевином, в котором он видит соперника любви с принцессой Ланой.
Саймон не единственный персонаж «Castlevania», который появился в этом мультфильме. Дракула, выступая как Граф, считается злодеем. Алукард, который дебютировал в «Castlevania 3» для NES, тоже появляется, хотя, может, и не должен был. В третьем сезоне в эпизоде «Возвращение в Castlevania» Алукард дебютирует в мультсериале в качестве подростка-остряка с солнцезащитными очками, со скейтбордом в форме летучей мыши и нездоровой одержимостью рок-н-роллом. Это была почти самая страшная вещь начала 90-х годов, и, к счастью, эта версия Алукарда быстро исчезла и никогда не возвращалась.
«Castlevania: Symphony of the Night» сначала плохо продавалась
Даже спустя 20 лет после своего дебюта «Castlevania: Symphony of the Night» по-прежнему считается лучшей в серии «Castlevania», не говоря уже о титуле одной из самых лучших видеоигр. Но когда она вышла впервые, игра была обречена на массовый провал, особенно в Соединенных Штатах.
Смотрите, как и его предшественники, «Symphony of the Night» — это двумерный сайд-скроллер, и это только по дизайну. Мало того, что режиссер «Symphony of the Night » Кодзи Игараси любит 2D-игры, но он еще и думает, что это единственный способ сыграть в «Castlevania» (он приводит в доказательство названия 3D «Castlevania» для Nintendo 64, над которым не работал). В 1997 году это было проблемой. В то время 3D-графика была новинкой в индустрии игры, в основном благодаря хитам-блокбастерам вроде «Super Mario 64» и «Final Fantasy VII». В результате Konami не рассчитывала уже, что «Symphony» будет продаваться, и компания не готовила много копий игры или не вкладывала много ресурсов в маркетинг. Несмотря на положительные отзывы, у игры был медленный старт на рынке.
Конечно, со временем распространились положительные отзывы, и игра стала культовой классикой, а затем просто классикой. Оригинальные диски «Symphony of the Night» продаются по цене около 100$ на eBay, и игра считается ответственной за изобретение целого жанра. Неплохо для игры, которая должна была погибнуть.
Отец современной «Castlevania» хотел бы сделать игру «Metroid»
«Symphony of the Night» имеет много общего с серией «Metroid» для Nintendo. Обе игры – приключения, которые проходят в больших открытых мирах. Оба сочетают в себе боевые действия, платформу и решение головоломок, и оба заставляют игроков тщательно изучать окружающую среду, чтобы получать новые предметы, оружие и навыки, которые потом могут использоваться для преодоления препятствий и достижения ранее недоступных областей.
Фактически, база у обоих тайтлов настолько похожа, что игроки начали называть такой тип 2D-поисковой игры «Metroidvania», отдавая дань жанру вот таким слиянием. Практически ни один разработчик не был лучше, чем Кодзи «IGA» Игараси. Как содиректор «Symphony of the Night» и режиссер «Castlevania» с 2001 по 2010 год он участвовал в 16 отдельных играх «Castlevania». Он знает, что делает игру Metroidvania, и говорит, что будет пытаться сделать другую большую франшизу Metroidvania.
Конечно, этого не произойдет. Мало того, что Игараси отмечает, что «Nintendo очень осторожно относится к защите своих работ и внесению каких-либо изменений в свои игры», но пока Игараши штамповал 2D-версии «Castlevania» (многие из которых были запущены на портативных системах Nintendo), Metroid Prime переместила серию из 2D в 3D. «Вероятно, они решили, что Metroid станет 3D-серией игр, – говорит Игараши, – и по этому стиль моих игр не соответствовал их критериям».
Никогда не говори никогда, конечно. На E3 2017 Nintendo показала «Samus Returns», 2D «Metroid» для портативной 3DS, пока Кодзи Игараси – свободный человек со своей собственной студией, работающий над «Bloodstained» (игрой, которая, как вы догадались, является приключением, похожей на «Symphony of the Night»).
Продюсер Кодзи Игараси жалел об одном
Нельзя создать почти 20 игр за десять лет, не совершив нескольких ошибок, но есть одно решение, которое именно Игараши хотел бы отменить.
Работая над «Symphony of the Night», Игараши разработал серию хроники для разработчиков, которые будут использовать их в качестве ссылки. Это попало в игровой журнал, и команда «Castlevania» решила сделать ее официальной. «Это было плохое решение», – говорит Игараши. Согласно этим хроникам, Дракула снова становится угрозой Бельмонтам и их союзникам каждые 100 лет. К сожалению, официальные хроники настолько подробны, что это сильно повлияло на творческий процесс Игараси и Konami. «Потому что, поскольку Дракула появляется только каждые 100 лет, – объясняет Игараси, – мы составили всю временную шкалу, и пришлось выпустить еще одну игру».
Конечно, есть легкое решение этой проблемы. Режиссеры, стоящие за фильмами «Человек-паук» и «Фантастическая четверка», знают его очень хорошо: когда последовательность становится перегруженной, просто выбрось все и начни заново. Так и поступила Konami в 2010 году, когда передала разработчику MercurySteam поводья от «Castlevania: Lords of Shadow», серии 3D-игр, у которых больше общего с «God of War», чем с «Symphony of the Night», и события в которых проходят в совершенно другой вселенной.
Создатель «Metal Gear Solid» Хидео Кодзима помог превратить «Lords of Shadow» в игру «Castlevania» – во второй раз
Как рассказал продюсер Дейв Кокс, история выглядит примерно так: в конце 00-х годов Konami пригласила Кокса и студию MercurySteam для создания новой 3D-перезагрузки франшизы «Castlevania». Кокс и разработчики собрали прототип и показали его руководителям Konami. Руководители нервничали по поводу всех изменений в классической франшизе со стороны MercurySteam, и, хотя они хотели, чтобы Кокс и его команда продолжали работать над игрой, они убрали брендинг «Castlevania».
Разработка «Light and Shadow», которое в конечном итоге станет «Lords of Shadow», продолжилась, и игра дебютировала на Gamescom 2009 в Кельне, Германия. Позже в том же году Кокс отправился в Японию, чтобы показать последнюю версию «Lords of Shadow» Konami, которая включала в себя «Metal Gear Solid» повелителя Хидео Кодзимы. Кодзиме понравилась работа, и он спросил присутствующих: «Почему не Castlevania?». По словам Кокса, было неловко.
В конце концов, Кодзима присоединился к «Lords of Shadow» в качестве режиссера, хотя Кокс говорит, что он практически был пассивен, и в основном помогал в работе над японской локализацией игры. Как ни странно, через несколько лет ни Кокс, ни Кодзима не будут работать в Konami. Konami и Кодзима пострадали от грязного публично развала, и пока Кодзима разрабатывал «Metal Gear Solid 5», Кокс покинул компанию после «Lords of Shadow 2», заявив, что приоритеты Konami изменились, и «стало ясно, что у меня больше нет роли».
Сценарист Castlevania от Netflix никогда не играл в игры
Уоррен Эллис – фанат гонорара. Как сценарист, он несет ответственность за создание новаторских комиксов вроде «The Authority» и «Transmetropolitan». Он – опытный автор, с двумя романами: «Crooked Little Vein» и «Gun Machine». Экшн-машина Ред Брюса Уиллиса основана на одном из его творений. Как и «Железный человек 3» и хорошо принятый, но отложенный пилот «Global Frequency». Он даже немного играл в видеоигры: Эллис – один из трех сценаристов, кто числится в титрах Dead Space, научно-фантастической игры на выживание от Electronic Arts.
Но хотя «Castlevania» является одной из франшиз классических видеоигр, Эллис говорит: «Ужасная истина в том, что я никогда не играл или даже не видел эту игру. Ужасно, не так ли?». Вместо этого, когда Эллис впервые получил работу по «Castlevania», он обратился к гуглу, сказав: «Меня сразу поразило то, как она изначально появилась. Я буду японским создателем фильмов Hammer Horror, на которых я рос и которые любил. Я уверен, что это, кстати, совершенно неправильное восприятие».
Сотрудники Konami, особенно Кодзи Игараси, помогли Эллису сохранить достоверность в фактах. В 2007 году, когда началось предварительное производство сериала (первоначально это было 80-минутное кино), Игараси заставил Эллиса переписать предпосылку пять раз и заставил его три раза пройтись по общим сведениям, чтобы удостоверится, что он правильно понял «Castlevania». Было проделано очень много работы, но труды окупились. «Castlevania» от Netflix – одна из самых верных адаптаций видеоигр, которая сохраняет уникальный и скрипучий голос Эллиса.
Режиссер отказался от возможности сделать лайв-экшн адаптацию «Castlevania»
Ади Шанкар – не просто продюсер, стоящий за «Дреддом» и «Схваткой». Он еще и добросовестный фанат, который страстно заботится о комиксах, видеоиграх и сериалах. В серии нелицензированных короткометражных фильмов под названием «Bootleg Universe» Шанкар создал уникальное (и явно угрюмое) воплощение классических серий вроде «Могучих Рейнджеров», «Карателя» и «007». Это больше, чем просто мрачные фан-фильмы. Каждый из них служит как детальной разборкой знаковой франшизы, так и любовным письмом к самой серии. Как сказал Шанкар: «Я чувствовал, что главные студии откровенно неуважают фэндомы». Он решил взять дело в свои руки.
Темное повествование и пламенная страсть Шанкара делают его отличным человеком, который присматривает за «Castlevania» от консолей до больших или маленьких экранов, и другие явно согласятся с этим. В 2014 году, вскоре после премьеры «Судьи Дредда» руководители студии предложили Шанкару режиссировать лайв-экшн фильм «Castlevania». Как описывает Шанкар, это был бы фильм среднего размера, «В том же духе, что и «Другой мир», с точки зрения бюджета».
Шанкар любит «Castlevania», но в конечном итоге решил, что предлагаемый фильм не достаточно верен видеоигре и «казался на 250% неправильным», поэтому он в конце концов ушел. Конечно, это был нелегкий поступок. «Это одна из моих любимых игр, – вспоминал он, – и я буквально жажду адаптировать ее, но вынужден был сказать "нет"». Наверное, это к лучшему. Одна случайная встреча позже, и анимационная серия в работе, что дает Шанкару возможность снова адаптировать «Castlevania» – и на этот раз он смог сделать все правильно.
«Castlevania» – первая адаптация видеоигры, получившая «свежий» рейтинг на Rotten Tomatoes
Пусть Бельмонт сломают одну из самых длинных проклятий индустрии развлечений. Впервые адаптация игры в виде фильма имеет «свежую» оценку на Rotten Tomatoes, что означает, что она получила по меньшей мере 60% положительных отзывов от критиков. Фактически, «Castlevania» не просто сломала стеклянный потолок, она разрушила его. На момент написания статьи «Castlevania» имеет показатель Томатометра 90%.
Для сравнения, «Варкрафт» 2016 года набрал 28%. «Кредо убийцы» — 18%. Фильмы «Обитель зла» варьируются от 35% до 21%. «Мортал Комбат», который считался «хорошей» адаптацией видеоигр еще в 90-х годах, набрал всего 34%. «Супербратьям Марио» удалось набрать 15%.
Конечно, есть одно большое предостережение: у «Castlevania» не хватает 20 обзоров, чтобы сериал мог претендовать на рейтинг «Сертифицированный бодрячок» Rotten Tomatoes. Это не важно. Согласно сайту: как критики, так и фанаты сходят с ума от сериала – по сути, самая большая жалоба, похоже, заключается в том, что четырех эпизодов слишком мало. Эй, Netflix: второй сезон как можно скорее, пожалуйста.
Нейтан