​Объяснение концовки «Бегущий по лезвию 2049»

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) – самая большая редкость: запоздалое продолжение, которое соответствует оригиналу. Особенно это касается концовки, которая столь же велика и глубока, как и классическая научная фантастика Ридли Скотта 1982 года. Но почему все так обернулось и что это значит?

Это большой фильм визуального и тематического масштаба, который редко встречается, а концовку в один абзац не вместишь. Давайте внимательнее рассмотрим, что происходит в «Бегущий по лезвию 2049» и его концовку.


Что было с Декардом и Рейчел после оригинала?


В конце фильма 1982 года Рик Декард сбежал с единственным в своем роде репликантом Рэйчел, отказавшись от своего пути Бегущего по лезвию. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо отправляются в деревню, но канон Final Cut оставил их судьбу неопределенной. В «Бегущем по лезвию 2049» мы постепенно узнаем, что с ними случилось.

После их побега на пару охотились, и Декард знал, что так будет и что они будут связаны с подпольной группой, включая Саппера Мортона и одноглазую Фрейсу. Это помогло установить связь с Блэкаут, катастрофическим событием, когда восстание репликантов остановило технологии Земли на десять дней и уничтожило большинство компьютерных записей, удалив все следы их искусственного происхождения.

До этого случая у пары был ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена под мертвым / поддельным деревом у дома Саппера, но ребенок выжил благодаря бывшему медику. Но к этому моменту Декард уже начал воплощать план по обеспечению безопасности ребенка: сразу же выяснилось, что само ее существование изменило бы все споры о правах репликантов (это чудо, Сапер говорит Кею в начале), и она становится серьезной мишенью. Декард скрывается в пустынном Лас-Вегасе даже после Блэкаута.



Откуда у Рейчел ребенок, если она репликант?


Самый большой вопрос: как Рэйчел может иметь ребенка, если она репликант. В фильме преднамеренно не раскрывают этого, но в действительно это можно сделать тем же способом, которым их создали. Хотя в оригинальном сценарии фильма 1982 года репликанты должны были быть автоматами с орехами и болтами внутри, к завершению фильма у них появилась плоть и кровь, чтобы таким образом стереть черту между человеком и машиной.

Из фильма 2049 видно, что Тирелл, оригинальный создатель репликантов, разработал Рэйчел именно таким образом. Она была своего рода прототипом Nexus 8 (предположительно с естественной продолжительностью жизни) и, очевидно, он разработал для нее рабочую репродуктивную систему. Неясно, есть ли другие такие модели, хотя, учитывая, что ребенка рассматривают как чудо, можно с уверенностью сказать, что она была единственной в своем роде.

Как бы то ни было, базовая технология была потеряна с гибелью Тирелла и событиями в Блэкаут, то есть никто точно не знал о такой возможности или методе.



Кем был ребенок Декарда и Рейчел?


После смерти Рэйчел было решено, что ребенка нужно защищать, и поэтому подземелье скрывало ее в «приюте» в Сан-Диего, где она могла пройти как настоящий человек. Здесь она пережила инцидент с лошадью – ребенка обижали хулиганы, а ее деревянная лошадь с датой ее рождения была спрятана в неиспользуемой печи.

После этого она сама и некоторые опекуны или приемные родители пытались вывести ее в мир, но из-за аутоиммунного дефицита (возможно, из-за ее доселе неслыханного происхождения) ей отказали в поездке и ее держали в карантине за пределами города Лос-Анджелеса. Каким образом и почему она оказалась здесь, это еще одна загадка в фильме, но, возможно, ее отвезли туда ради защиты. Несмотря на это, к 2049 году она работает над всеми видами художественных воспоминаний в качестве субподрядчика корпорации Уоллес.



Что хотел Уоллес?


Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, серийный промышленник с амбициями уровня Александра. После краха корпорации Тирелл в 2020-х годах после смерти ее создателя и запрета репликантов в свете Блэкаут он поднял компанию, а также все ее патенты и идеологические права. Развивая новую волну, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог убрать ограничения и снова начать массовое производство. Он не только творец искусственных существ, он еще и колонист, который помогает расширять человеческий род на девяти отдельных планетах.

Его цель проста: власть. Говорят, что Александр Великий заплакал, когда обнаружил, что звезды были мирами, которые он не мог захватить. Уоллес, чье здание уже возвышается над некогда гигантами Тирелла, хочет сделать именно это. С помощью репликантов. Он явно рассматривает их как рабов - одноразовую, не совсем человеческую рабочую силу. Это отражено в Лав, репликанте, которая ни разу не пыталась перестать быть послушной слугой: вспомните ее финальные слова «Я лучшая». У нее есть собственный искусственный стеклянный потолок.

Границы мечты Уоллеса, как и любая крупная компания, растут. Он не может просто увеличить производство в соответствии со своим высоким спросом. И тут появляется ребенок. Если размножение репликантов возможно, то у Уоллеса есть средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о создании Рэйчел теряются, а ее смерть остается загадкой, он не знает, как создать ее. Он в фильме жаждет найти ребенка и узнать тайну после того, как Кей подсказывает потенциальное решение. Сначала он пробует кости, но когда терпит неудачу, через Кей выходит на Декарда. В то время как Рик не знает, что случилось с ребенком, цепочка знакомых ему людей может привести к этому Уоллеса.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился под его носом.



Чего хочет Сопротивление?


Есть еще одна огромная сила, присутствующая в мире, мы будем называть ее Сопротивлением; подпольная группа репликантов, борющаяся за свободу от предвзятого общества. Или восстание рабов, направленное на свержение Уоллеса.

Это эволюция группы, которая помогла Декарду и Рэйчел, а затем вызвала Блэкаут, все еще возглавляемая Фрейсой. Их движущая идеология – это смесь из самоотверженности и индивидуальности; понимание личности, но осознание того, что их мотив значит больше их самих. Они питаются верой как в ребенка Рэйчел, так и в символическую тоску, что он может быть ими, — и это, как они считают, делает их людьми. Очевидно, они представляют собой противоположность Уоллесу.

Почти что библейская аллегория. Фильм 2049 полон ссылок на христианскую доктрину, но в макромасштабе обе стороны идут на поводу традиционных, но противоположных религиозных структур; создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок является пророком, только он не Божий сын, а человеческий. Это смягчение мифа.



На чем прерывается этот бой?


Состояние Уоллеса и Сопротивления в конце фильма может быть просто версией оригинала, затрагивающей вопрос не является ли Декард репликантом. Могло бы получиться почти продолжение, если бы история фильма не была эмоционально решена; вместо этого их конфликт исчезает на фоне остального.

Во время титров Уоллес теряет Декарда, но наконец находит ребенка (Кей мертв, и Декард также считается умершим); за последние двадцать минут Кей понимает их идеологию, но не их официальную структуру. В этой войне есть очевидное моральное право, но истинный мир исходит от чего-то другого. Так мы переходим к главному герою.



Какой смысл в путешествии Кея?


Во-первых, Кей — хороший репликант. Он работает в полиции Лос-Анджелеса под предрассудками, но продолжает свою работу — идеальные тесты, ведение домашней жизни. Только когда подозрение, что он ребенок Декарда проникает в его разум, и он начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает рушиться. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет, он просто репликант, который был (как вариант) создан с воспоминаниями дочери Декарда. Это воплощение заговора Сопротивления.

Но его действительно истинная арка – это история любви. Джой - искусственный интеллект, созданный для того, чтобы искусственный человек смог почувствовать жизнь; конструкция для любви нелюбимых в обществе. Мы видим, что она эволюционирует от плоской проекции к вечному ИИ, и вместе с этим растет их взаимосвязь. Вопрос о том, действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована так? Возникает тот же спор, что у Декарда с Рэйчел. И поскольку фильм зависит от их отношений и ребенка, нам остается серьезно подумать, что Джой — настоящее, осознанное существо с подлинными эмоциями.

Ее «смерть» — разрушение ее портативного дома и его сознания — ранит; она любит Kей, это по-своему чудо жизни. Именно последующее осознание этого заставляет его спасти положение. Их разделяемые чувства рационально не могут существовать, и все же он чувствует это. Он думает и даже знает, что она жива, и она правда выжила.

Его рассказ о жизненной силе любви (как для него, так и для его партнера); его последующая смерть трагична, но она приходит с душой. Он совершил хорошее по уважительной причине и встречает свой конец (это уже само по себе является доказательством жизни) с чувством завершения. Но, тем не менее, его последние моменты сопровождает трек оригинала «Tears in Rain», из-за которого концовка не только берет за душу, но и все перестраивает.



Кей – это Рой Батти


Поскольку он стоический Бегущий по лезвию, неожиданно попавший в сюжет, который больше, чем он сам, нам изначально стоило рассматривать Kея как параллель Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он гораздо ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем Nexus 6, который восстал в своей колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо; его команду репликантов медленно уничтожал вернувшийся с отставки Декард, и он потом обнаружил, что по плану он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тирелла и на на своих последних минутах жизни вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего бойца и принял его судьбу. Он сожалеет о том, что его жизнь и ее уникальные пережитые моменты теряются, но в последние мгновения он приходит к соглашению с ним благодаря несравненному треку «Tears in Rain».

Что поражает в Рое: когда его выставляют как плохого парня, его злодейство видно сразу налицо. Его мотивация — выживание, но не эгоистичное. У него альтруизм по отношению к своей команде и вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, пожалуй, нельзя, он обрел маниакальную, манипулирующую сторону, но в мире, где за ним идет охота. Короче говоря, Рой Батти был прав.

Несмотря на то, что Батти ни разу не упоминается, «Бегущий по лезвию 2049» подчеркивает это. Kей — это поклон Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свое существование в виде гибели. Нам рассказывают историю с его точки зрения (даже используют ту же музыку), из-за чего напрашивается вывод об универсальном человеке-репликанте, о том, как он сам себя подпитывал, и что любовь в конечном итоге помогает во всем.



Вопрос является ли Декард репликантом раскрыт?


Вопрос без ответа в «Бегущем по лезвию» заключается в том, является ли Декард репликантом. Фактически, оригинальный фильм настолько неоднозначен, что перспектива даже не рассматривает такой сейсмический поворот, а медленно томит ожиданием. Существуют явные параллели между Декардом и искусственными людьми, за которыми он охотится, одержимостью фотографиями (слишком старыми, чтобы иметь реальное значение), зависший вопрос о том, проходил ли он тест Войт-Кампф и сцена, где появляются его глаза красного цвета. В последующих вырезках фильма Скотт добавил сон / видение единорога, создав сильный намек на то, что это был имплант. Тем не менее, споры продолжались 35 лет. Например, Форд считает, что Декард — человек. А Скотт твердо уверен, что он репликант.

«Бегущий по лезвию 2049» специально не дает явного ответа. В повествовании сиквела это не имеет большого значения; чудо заключается в ребенке Рэйчел, а не в Декарде. Гафф сохраняет целостность оригинальной концовки (он добавил единорога), в то время как Декард, похоже, сомневается. Когда мы встречаемся с ним, он склоняется к тому, чтобы поверить в это, но в итоге по-прежнему не уверен (отражается в риторическом вопросе о том, настоящая ли его собака).

Фильм использует этот спорный момент для эмоционального кульминационного момента. Уоллес придерживается популярной теории о том, что Декард был создан (или воплощен в жизнь) Тиреллом для событий оригинального фильма. Фанаты сразу вспоминают охоту на Батти, но чувство любви больше связывает его с Рэйчел. Предлагается, что Декарда внедрили, чтобы помочь кому-то влюбиться в нее. Какой бы ни была правда, важно то, что Деккард отвергает это и изменяет Рэйчел, чтобы поддерживать свою линию. Этот ответ, который мы знаем с 1982 года, превратился в ключевой тематический момент: существование Декарда не так важно, как его действия — об этом зрителям вновь напоминают.



Концовка делает Декарда человеком


В кульминационном сражении фильма Кей спасет Декарда от утопления в последнюю минуту, наконец, освободив его от 35 лет бегства. Он считается мертвым, и теперь он может, наконец, жить. В Вегасе Декард притворялся репликантом, независимо от истины, но если убрать этот момент, вся классификация стирается. И как мы теперь знаем, нет различимого биологического различия между людьми и репликантами (кроме глазного кода), если убрать эту классификацию, они становятся неразличимыми людьми.

Такая эволюция фильма — доказательство жизни Батти: жертва Кея, как мы уже говорили, заставила его найти смысл в любви и долге. Декард получает такую же свободу, только со счастливым концом. Он «мертв» и поэтому возрождается и может жить дальше. И это все ради его дочери. Будучи потомком Рэйчел, но биологическим, Стеллин стирает линию между человеком и репликантом.

И еще один сильный момент. Когда Декард встречает Стеллину. Все эфемеры Уоллеса и Сопротивления отпадают, когда он наконец увидится с ней, подчеркнув индивидуальность. В этом истинное значение фильма.



«Бегущий по лезвию 2049» о том, что жизнь зависит от личных убеждений и любви


Концовка Декарда объединяет две ключевые темы, которые мы постоянно упоминали: вера и любовь, и что они — ключ к жизни. Они раскрываются вместе, преподносятся внешними аспектами, но обретают форму в арке Кея. И, применяя их к герою оригинала, фильм 2049 отвечает на главный вопрос оригинала.

Теперь вера и связанная с ней аллегория не столь ограничительна или тщеславна, как в других недавних фильмах, исследующих эту тему. Хотя у Сопротивления есть религиозные параллели, «вера», которую они открывают, шире. Речь идет о смысле цели и осознании себя. Это заставляет идти рука об руку с любовью как личной и бескорыстной эмоцией, которая положительно действует на тебя.

Арка Kея завершается трагическим способом — он находит в этом утешение, но в случае в Декардом, который является кульминацией этих тем, фильм заканчивается на чистом оптимизме — сейчас и в течение последних 30 лет. Мы видим, что его настоящей аркой в оригинале был роман с Рэйчел; положительное влияние, а не эмоциональное нарушение убийства близких людей.

В 1982 году «Бегущий по лезвию» спросил, что значит быть человеком. В 2017 году «Бегущий по лезвию 2049» ответил, что это значит жить.

Теги: movies

Related Posts

Комментарии

Дюд

Неплохой фильмец
8 июня 2020 00:01
Ответить