Вся правда о Шазаме
Одно слово – и вот Билли Бэтсон уже превращается в Шазама (Shazam)! Этот невероятный герой обладает мудростью Соломона, силой Геракла, выносливостью Атласа, силой Зевса, храбростью Ахиллеса и скоростью Меркурия. Это одна из лучших идей в истории комиксов о супергероях, и, пожалуй, первое значительное изменение образа типичного Супермена.
Однако герой, носивший когда-то забавное имя Большой красный сыр (Big Red Cheese), видал и худшие времена. Хотя после первого же появления в комиксах он обрел дикую популярность, вскоре он пропал почти на два десятилетия. По его возвращению комикс долго не мог найти свою целевую аудиторию, и 77 лет пытался вернуться на большие экраны. Победы и поражения, судебный иск, изгнавший его из комиксов, и обретение статуса одного из самых ожидаемых киногероев – вот лишь часть долгой истории Капитана Мар… Шазама!
Дебют Капитана Марвела в Золотой век комиксов
Вы наверняка и так знаете, что Супермен впервые появился в комиксах в 1938 и тут же стал сверхпопулярным героем. Его успех принял такой размах, что к началу 40-ых он вдохновил абсолютно новый жанр супергероики, вместе с которым пришла толпа имитаторов и подделок. Как грибы плодились десятки комиксов, тщетно пытавшиеся создать нового Супермена. Большинство из них на данный момент забыто (и вполне справедливо), но одному издательству все же удалось добиться успеха – это были Fawcett Publications.
В феврале 1940-го года писатель Билл Паркер и художник Чарльз Кларенс Бек представили миру нового героя – Капитана Марвела. У него были все способности Супермена, но при этом были и вполне явные отличия. Во-первых, создатели Супермена Джерри Сигель и Джо Шастер подвели под историю персонажа целую научную базу, и даже дали “реалистичное” объяснение его силам во втором выпуске Action Comics – они сравнили его способности с силой и высотой прыжка муравьев и кузнечиков. Происхождение же Капитана Марвела имеет сильную связь с магией и мифологией. Во-вторых – что более важно – тайной личностью Капитана стал скромный, тихий мальчишка. Билли Бэтсон, бездомный десятилетний разносчик газет, которого незаконно лишили наследства, был избран волшебником Шазамом. С помощью одного волшебного слова он мог превращаться во взрослого героя, который владел силами шести мифологических персонажей и становился Сильнейшим смертным в мире.
Иными словами, каждый ребенок, мечтавший стать Суперменом, мог прочесть историю обычного ребенка, который становился супергероем, когда бы ни захотел. Эта идея, сопровождаемая красивыми живыми иллюстрациями Бека, которые были лучше стиля большинства комиксов того времени, привела Капитана Марвела к ошеломительному успеху.
Номер один?
Если у вас хорошая память на всякую бесполезную информацию, то вы наверняка припоминаете, что Билли Бэтсон и его волшебное альтер-эго появились в первом выпуске «Whiz Comics». Который, конечно же, назывался «Whiz Comics» #2.
Выглядит как-то странно, но так оно и есть. Перед выпуском нового комикса издатели часто создавали так называемые “мусорные” выпуски – дешевые версии комикса с печатью низкого качества. Они распространялись большей частью с целью тестирования концепции для привлечения потенциальных рекламодателей и закрепления авторских прав. То же самое было и с новым персонажем Паркера и Бека – тогда герой еще носил имя Капитан Гром. Четкого названия комикса еще не было, поэтому он выходил под названиями «Thrill Comics» и «Flash Comics», хотя имя Флэша уже закрепилось за другим персонажем в красном костюме со знаком молнии на груди. К моменту итоговой публикации издатели решили дать комиксу название «Whiz» – это была отсылка к популярному творению Fawcett, взрослому комедийному комиксу с армейским оттенком «Captain Billy's Whiz-Bang». Поскольку первый номер технически был отпечатан, хоть и в “мусорном” варианте, «Whiz» вышел под номером 2 – видимо, издательство не смущали такие мелочи.
В итоге все устаканилось. По неизвестным причинам вышло два разных выпуска «Whiz» под номером 3, так что он хоть и начался с #2, все пришло в норму только после #4.
Капитан Марвел всех победил
Супермен, конечно, появился первым, но ближе к 40-м годам Капитан Марвел сменил его на посту самого популярного супергероя десятилетия. Action Comics со своим Суперменом остались далеко позади.
Согласно данным Музея комиксов и художественной анимации, комикс «Приключения Капитана Марвела», выходивший раз в две недели с 1941, стал главным достижением Fawcett. Продажи комикса в какой-то момент достигли отметки в 1,3 миллиона копий в месяц. Цифра впечатляющая, как ни крути, но нужно учитывать, что за все это время Капитан Марвел и ко. появлялись в целой пачке разных изданий: Whiz Comics, Wow Comics, Master Comics, Captain Marvel Jr., Mary Marvel, и The Marvel Family. Дело дошло до того, что Марвеловский зайчик Хоппи, лайт-версия Капитана Марвела для детских комиксов про зверей, появлялся на страницах двух собственных комиксов каждый месяц. Для сравнения: у Супермена и Бэтмена по три личных комикса на каждого, из них один – «Элита миров» – общий.
Чудовищное общество зла
Если взять и пролистать любые комиксы из 40-ых, нетрудно понять секрет их популярности: они и вправду были хороши. Многие создатели комиксов в Золотой век бились над тем, чтобы понять правила новой эпохи и жанра супергероики, а тем временем «Капитан Марвел» блистал веселыми и понятными историями с захватывающими приключениями. Стиль Бека всегда был на высоте, а иллюстрации Мэка Рэбоя к комиксу «Капитан Марвел младший» позднее вдохновят знаменитый образ Элвиса Пресли. Однако лишь с появлением писателя Отто Биндера серия по-настоящему расцвела.
Биндер и Бек стали командой, которую чаще всего ассоциировали с Капитаном Марвелом. В 1943 этот дуэт создал историю, ставшую ключевой для Золотого века комиксов: «Чудовищное общество зла». Эта эпичная история развивалась на протяжении 25 выпусков «Приключений Капитана Марвела», первой полноформатной историей в частях о супергерое. «Чудовищное общество зла» также впервые показало злодейскую команду, собранную из уже существующих плохих парней, объединившихся против положительных героев. Для наших дней такие события в комиксах привычны, но тогда это было в новинку. Многие фанаты выпусков «Капитана Марвела», выходивших в то время, считают эту историю одной из лучших в работе Биндера и Бека.
К сожалению, Fawcett умудрились нарушить свои собственные правила. В 1942-м они выпустили «Этический кодекс» для творческих работников, который запрещал “истории с высмеиванием той или иной расы или нетолерантностью по отношению к ним”. В самих же комиксах издательства не раз встречался откровенный расизм. Особенно досталось японцам, которых изображали в негативном свете и даже рисовали их исключительно с клыками – это было частым явлением в комиксах времен Второй мировой войны. У Билли Бэтсона также был помощник, весьма нелепый темнокожий персонаж по имени Стимбоут, чей образ напоминал карикатуру из министрель-шоу и отличался нарочитым “южным” акцентом. Со страниц комиксов Стимбоут не исчезал до 1945-го. Хотя сам комикс имеет важное историческое значение, этот герой явно носил оскорбительный характер, поэтому DC после приобретения прав на персонажа долгое время не перевыпускала комикс. Единственным исключением стал ограниченный тираж, выпущенный в 1989-м другой компанией. В 2018-м DC анонсировало свои планы по печати всей саги в варианте с твердой обложкой, но быстро отказалось от этой идеи после массового недовольства.
Худший враг Капитана Марвела: закон об авторских правах
Как вы уже наверняка догадались, компания National Comics – она же будущая DC – была не в восторге от того, что Капитан Марвел обгонял Супермена по продажам. Они были настолько недовольны положением дел, что выдвинули иск против Fawcett в 1948, заявив, что те просто подчистую скопировали Супермена в своих комиксах.
Как бы ни было грустно, но National Comics были правы. В поздних интервью сам Роско Фоусетт вспоминал, что просил своих работников: “Дайте мне Супермена”, уточнив лишь, что его тайной личностью должен быть ребенок. Да и помимо этого совпадения очевидны, и игнорировать их нельзя. Супермен, конечно, не был героем номер один в плане супер-силы и неуязвимости, но в то же время Капитан Марвел долгое время сражался со своим злейшим врагом, лысым злым ученым (кого-то напоминает, а?). Даже на обложке второго выпуска «Whiz» он бросал машину так же, как Супермен на обложке первого выпуска «Action Comics». В 1954-м суд вынес решение не в пользу Fawcett, и компания потеряла все права на публикацию историй о Капитане Марвел.
Впрочем, дух Шазама не исчез насовсем, а продолжил существовать весьма ироничным образом. После того, как суд закончился, Отто Биндер устроился на работу в DC и стал одним из главных творцов образа Супермена в Серебряный век комиксов. Он не только создавал столь же захватывающие истории, как и во времена «Капитана Марвел», но и ввел во вселенную Супермена многие известные ныне детали, в том числе бутылочный город Кандор и Супергерл, весьма похожую на Мэри Марвел.
Потерянные годы
Приключения Капитана Марвела закончились в 1954-м, после того самого судебного иска. Примерно два десятилетия подряд он не появлялся на страницах комиксов, но персонаж, чьи истории продавались миллионами копий в месяц, не мог просто взять и исчезнуть из популярной культуры. Многие читатели скучали по приключениям Большого красного сыра, а издательства тем временем изо всех сил старались достичь такого же успеха.
Тогда в Великобритании издательство под названием L. Miller and Son обратились к художнику Мику Англо с просьбой создать неофициальное продолжение серии. Так любимый многими герой получил имя Марвелмен (Капитан Марвел младший и Мэри Марвел стали Юным Марвелменом и Ребенком-Марвелменом соответственно), а новым волшебным словом стало “Кимота”. Поскольку в Британии последним изданием «Капитана Марвела» стал выпуск #24, «Марвелмен» вышел под номером #25. Новый комикс издавался недолго, в период с 1954-го по 1963-й, но в 1982 в него вдохнули новую жизнь. Герой появился на страницах комикса «Warrior», где его история стала более мрачной. Авторами «Warrior» были Алан Мур и Гэри Лич, а сам комикс стал своеобразной стартовой площадкой для более поздних проектов Мура, в частности, «Хранителей».
В какой-то момент история с иском проникла и в сами комиксы – Супермен сразился с Капитаном Марвелом… ну, почти. В 1974-м году Человек из стали сошелся один на один с Уилли Фоусеттом, который обладал силой Торнадо, скоростью Кролика… ну, в общем, вы поняли. Уилли был путешественником из другого измерения, и решил бороться с Суперменом под влиянием “Чудовищной лиги”. В итоге он, конечно же, проиграл. История вышла занятной, но многих читателей разочаровало то, что Супермен сражался с такой явной подделкой, а не с самим Капитаном. Особенно странно это выглядело с учетом того, что DC уже на тот момент публиковали новый комикс о Шазаме.
Возвращение Шазама
В 1972 один из издателей DC, Кармин Инфантино, решил, что пришла пора Капитану Марвелу вернуться. Сам Кармин пристрастился к комиксам в их Золотой век, будучи подростком, и хорошо помнил лучшие годы Капитана. Тогда DC выкупила лицензии на персонажей у Fawcett и наконец стала публиковать новые приключения “того самого Капитана Марвела” на страницах комикса «Шазам!».
В первом выпуске, нарисованном Чарльзом Беком, присутствовал Отто Биндер – правда, в качестве персонажа. Сам Отто покинул DC в 1969-м и сосредоточился на создании научно-фантастических романов. Всего вышло 35 выпусков комикса, в течение которых новое поколение читателей знакомилось с Семьей Марвел, а сами герои вживались в Мультивселенную DC. Однако в истории появлялись не только положительные персонажи. В 28-м выпуске «Шазама!» Э. Нельсон Бридуэлл и Курт Шаффенбергер вернули Черного Адама, злодейскую версию Капитана Марвела, который появлялся до этого в комиксах лишь раз, да и то 32 года тому назад. Свой первый бой он проиграл, но впоследствии смог стать одним из самых успешных злодеев DC, а порой и брал на себя роль героя.
А что же случилось с “Капитаном Марвелом”?
Когда DC возродили этого персонажа в 1972, комикс с ним назывался «Шазам», а в 1974-м они окончательно потеряли права называть его Капитаном Марвелом и ставить его имя на обложку. В чем же была причина? Новое и быстро развивающееся издательство комиксов о супергероях успело захватить авторские права на это имя для своего персонажа, появившегося в 1967-м. Что ж, это был вполне логичный шаг, ведь компания называлась Marvel Comics.
Новый Капитан Марвел был солдатом, путешествующим по просторам космоса, и происходил из расы Кри, а настоящим его именем было Мар-Велл. На Земле он оказался в рамках захватнической миссии, но в итоге решил стать космическим супергероем. Вот что интересно: в 1969-м Гил Кейн и Рой Томас, который был поклонником Золотого века и самого Билли Бэтсона, переосмыслили своего нового героя. Тогда у Мар-Велла появился новый красный костюм с большой желтой эмблемой на груди, и юный напарник Рик Джонс, с которым герой мог меняться телами в яркой вспышке света, когда это было необходимо. Что удивительно, тут никто судебных исков за плагиат не подавал.
Вполне очевидно, что наличие у DC и Marvel комиксов с персонажами по имени “Капитан Марвел” вызывало недоумение – не говоря уже о том, что у Marvel Comics со временем будет несколько таких персонажей. В конце концов, когда во Вселенной DC произошел перезапуск под названием “New 52” в 2011-м, имя героя наконец сменили, и альтер-эго Билли Бэтсона теперь стал называться Шазам.
«Сила Шазама!»
Когда DC взялись за возрождение Капитана Марвела в 1970-м, они получили лицензию на персонажа у Fawcett Publications. В последующие 20 лет было совершено несколько попыток вернуть персонажа в комикс, в том числе включение его во Вселенную DC после «Кризиса на Бесконечных Землях» (хотя вернуть его на собственную “Землю-S” было бы логичнее). Ни одна из попыток особым успехом не увенчалась.
В 1991-м DC наконец выкупила права на персонажа полностью, чтобы сделать Семью Шазам полноценной частью своей комикс-вселенной. После этого ветеран комиксов Джерри Ордуэй взялся за очередной перезапуск персонажа. На сей раз Шазам появился на страницах полноценного графического романа под названием «Сила Шазама!». Роман не только дал Билли Бэтсону новую историю происхождения, но и сделал более очевидной его связь с Черным Адамом: по легенде, тайной личностью злодея был Тео Адам, алчный археолог, убивший родителей Билли на одной из раскопок.
В 1994 «Сила Шазама!» увидела свет и тут же обрела небывалый успех, потому уже в следующем году начала выходить ежемесячная серия одноименных комиксов. Ордуэй писал сюжеты и создавал обложки для этой серии, и иногда работал над иллюстрациями. Серия длилась 48 выпусков, включая спец-выпуск "#1,000,000", в котором было показано будущее Билли – в итоге он возьмет на себя роль самого волшебника Шазама. Это самая длинная серия об этом персонаже с 1954-го.
Перезапуск “The New 52”
После того, как Вселенная DC пережила перезапуск "The New 52", история Шазама стала своеобразным запасным сюжетом для комиксов о Лиге Справедливости. В этом сюжете Доктор Шивана обрел новый костюм и историю происхождения, а сам Билли Бэтсон перестал быть таким милым и добрым парнишкой, как раньше. Джефф Джонс и Гэри Фрэнк переосмыслили его образ и сделали Билли более мрачным и циничным, чем когда-либо. Так, когда он только встретил волшебника Шазама, то сходу обвинил его в растлении малолетних, а после получения сил пошел еще дальше – к примеру, попросил 20 долларов у женщины, которую спас от ограбления. Задумка была, в общем-то, чем-то схожа с историей Питера Паркера – поначалу герой всех вокруг подозревает, а заботится лишь о себе, но со временем начинает совершать добрые дела от чистого сердца и вливается в приемную семью.
Был в этой истории и еще один неожиданный поворот. В комиксе-кроссовере «Flashpoint», в котором вся вселенная уничтожалась перед грядущим перезапуском, Шазам успел передать свои способности шестерым детям. Идея, в общем-то, не нова – Мэри Бэтсон и Фредди Фриман стали Мэри Марвел и Капитаном Марвелом младшим таким же образом, да и с другими персонажами в Золотой век комиксов происходило то же самое. На сей раз Билли раздал свои силы не только Мэри и Фредди, но и своим приемным братьям и сестрам – Дарле, Педро и Юджину.
В итоге вышла целая группа весьма разношерстных супергероев, значительно отличающаяся от прошлой версии Семьи Шазам. Все они появятся на страницах следующего комикса о Шазаме.
Шазам наконец на экране… снова
В 1941-м Капитан Марвел впервые появился на большом экране в сериале, созданном компанией Republic Pictures. Этот сериал на шесть месяцев обогнал выход мультсериала Макса Флейшера о Супермене, и на семь лет – полноценный фильм о нем же. На сей раз Билли Бэтсон вернется в кинотеатры в 2019-м в фильме «Шазам!».
В роли Билли Бэтсона выступит Эшер Энджел, в роли Шазама – Закари Ливай, а в роли Доктора Тадеуса Бодога Шивана – Марк Стронг. Сама же история в целом напоминает комиксы Джонса и Фрэнка образца 2012-го года. В трейлере, показанном на San Diego Comic-Con International в этом году, присутствовали несколько сцен из нулевого выпуска «Лиги Справедливости», а в списке персонажей были Дарла, Педро и Юджин. Увы, пока ничего неизвестно о Мистере Токи Тони, тигре в деловом костюме, который периодически сопровождал Билли и его друзей в их приключениях.
Слухи о том, что Дуэйн “Скала” Джонсон появится в «Шазаме!», ходили долгое время – еще до утверждения большинства актеров и даже самого режиссера Дэвида Ф. Сандберга. Тем не менее, Дуэйн все-таки отказался от своей роли, но в киновселенной DC он все же появится – в роли Черного Адама. Warner Bros. объявили, что он получил свой сольный фильм, и лишь потом столкнется со своим старым врагом, но многие фанаты предполагают, что Адам может объявится в «Отряде самоубийц 2». Что ж, время покажет.
источник: ссылка
Дюк