0

​«Чужой: Завет»: 20 пасхалок и отсылок


Несмотря на известное заявление Ридли Скотта о том, что «Прометей» не был фильмом «Чужого» (просто события происходили в той же вселенной, но он не был связан с классикой 1979 года), его прямое продолжение хорошо вписывается в обширную франшизу «Чужого».

Возможно, фильм не так уж и страшен, как подразумевает маркетинговая кампания, но с точки зрения истории, все равно присутствует Чужой. Хотя некоторые могут пожаловаться, что фильм теряет часть своего влияния, когда превращается в фильм про погоню за монстром, но поклонники «Чужого» точно будут наслаждаться.

Скотт также непременно доказывает, что «Завет» знает свои истоки. Здесь есть пасхалки вселенной «Чужого» (начиная с непонятных и заканчивая известными и очевидными), а также другие культурные отсылки, и их обнаружение точно добавляет впечатлений от просмотра.



20. Лозунг

Официальный слоган фильма гласит: «Путь к раю начинается в аду», что является ссылкой на «Божественную комедию» Данте. В чем заключается смысл?

В тексте отмечается прогресс души по направлению к Богу (или просветление в его простейшей форме), и на именно это указали псевдорелигиозные подтексты «Прометея» и «Завета». В обоих случаях квест заканчивается на Небесах и близкими отношениями с Создателем.

И что интересно: это говорит о том, что со временем ситуация может улучшиться...



19. Камео Гая Пирса

Фильм начинается с негласной камео Гая Пирса, который снова играет молодого Питера Вейленда после своей роли в «Прометее». Мы видим, как он приводит Дэвида в мир, и короткие отношения, которые в конечном итоге, похоже, отбили у Дэвида интерес к человечеству.

Интересно то, что Дэвид выбрал себе имя из-за статуи Давида Микеланджело. Эта статуя считалась символом красоты и совершенства, и из этого следует, что Дэвид осознавал собственное совершенство.

Позже выясняется, что у Дэвида есть труп инженера с содранной кожей в его импровизированной лаборатории, в пугающе точно такой же позе, как стоит Давид.



18. Mother (Мама)

Так же, как «она» в «Чужом», компьютер на борту «Завета» называется Mother (MU/TH/UR), который очень похож на мать, когда она переправляет желейных эмбрионов (как буквально, так и символически) в свой новый дом.

Интересно отметить, что компьютеры назвали одинаково спустя 20 лет, но, по-видимому, у В-Ю не было проблем с ними.

Позже в более жутком откровении Дэвида спрашивают, чего ждут его яйца Чужого: он довольно зловеще отвечает «мать», подтверждая не только то, что им нужно что-то еще для рождения, но и то, что Дэвид почти сверхъестественно привязан к судьбе корабля.



17. Андроиды

Оба андроида в «Завете» названы в честь важных фигур из вселенной. Дэвид и Уолтер обязаны своими именами продюсерам Дэвиду Гилеру и Уолтеру Хилу, которые написали и выпустили первый фильм по франшизе и продюсировали с тех пор серию.

Именно благодаря им были достигнуты успехи франшизы, так что вполне понятно, что они получают такое проявление уважения. К сожалению, это несколько сбивает установленный алфавитный алгоритм имен, который мы видели у персонажей-андроидов в этой франшизе.

Начиная с Эша (Ash), у нас были Бишоп (Bishop), Бишоп (Bishop), Колл (Call), Дэвид (David), а теперь Уолтер (Walter).



16. Отсылка на книгу «Чужой»

Раньше мы видели, как чужие атаковали не только биологических персонажей, но и андроидов, не различая их. Но в «Завете», похоже, Дэвид связывается со своими инопланетянами, особенно когда такой рождается, и ему удается заставить его подражать своим движениям: как будто он их мать.

Могут возникнуть некоторые вопросы о нелепости любого, кто приручает Ксеноморфов, как Крис Прэтт, управляющий хищниками в Мире Юрского Периода, но эта идея взята не из воздуха.

В романизации «Чужого», андроид Бишоп считает, что андроид, который «намного смелее» него, мог бы ходить среди чужих целым и невредимым. Ясно, что идея отсутствия страха, являющаяся ключевой, была установлена именно в романе, и ее Ридли Скотт раскрывает здесь.



15. Момент с воздушной пробкой


Когда все начинает скатываться в ад, Ледвард, Карине Орам и Фарис оказываются в медицинской части корабля, потому что инфекция Ледварда очень быстро убивает его. Орам сочувствует и не думает о собственном потенциальном заражении, а Фарис испугана и понимает, что ей нужно изолировать пару.

Сцена, где показывают, как она не разрешает Ораме покидать медицинский отсек даже после появления неоморфа, очень напоминает, когда Рипли запрещает Кейну находиться на борту, когда он заражен. К счастью для нее, ее не переубедить, но женщину все равно убивают за ее поступок, тем самым доказывая, что от когтей Ксеноморфа (ок, Неоморфа) практически не спастись.



14. Теннеси

Соглашение называть военных персонажей их родными городами уже настолько забитое, что оно просеивается через пародию и выходит с другой стороны. Но Теннесси Дэнни МакБрайда назван в честь одного человека.

Кажется, это имя – подсознательная отсылка на Далласа, капитана Ностромо из «Чужого» (1979).

А еще похоже на изменение вышеупомянутого клише: персонажи-солдаты с подобными именами обычно умирают, а Теннеси в итоге остается одним из двух выживших.



13. Озимандия

Очевидная одержимость Дэвида стихотворением Шелли «Озимандия» — довольно важная часть повествования, особенно из-за его неправильного предположения, что Байрон написал для доказательства того, что он несовершенен.

По сути, это предвидение возможной судьбы Дэвида — как и выделение главного повествования «Прометея» и «Завета». В обоих случаях повествование затрагивает идею расы творцов с манией величия (якобы их творения подтверждают их собственное совершенство), которые неизбежно уничтожают самих себя.

Процитировав стихотворение как праздничную мантру о том, что он уничтожил инженеров и нацелился на человечество, Дэвид сам провинился в высокомерии, и нам сразу же напомнили, что он не протянет долго, несмотря на его комплекс Бога.



12. Концепция спасения «Чужого 3»

Хотя они появляются лишь ненадолго, «Завет» показывает новых Неоморфов, которые вырываются из тел своего хозяина (один через хребет Ледварда, другой из рта Халлетта), что является хорошим дополнением к знаниям вселенной «Чужого».

Новые средства заражения инопланетянами — воздушный патоген, который проникает в тела через дыхание — на самом деле не является совершенно новым. Он был представлен в заброшенном сценарии Уильяма Гибсона для «Чужого 3», который в большой степени был отображен в экспериментах и мутации чужих, как и в «Завете».



11. Отсылки


Есть несколько кадров, которые как будто вырвали из других частей франшизы Чужого.

Лицехват, который впервые появляется из яиц Дэвида и цепляется к Ораму, очень напоминает сцену лицехвата Кейна в «Чужом».

Чуть позже кадр с Ксеноморфом, грозно освещаемый аварийным освещением, когда он патрулирует темные коридоры корабля, определенно ссылается на кульминационную битву в «Чужом».

И, конечно же, во время той сцены секса в душе (которая многим обязана самой знаменитой сцене «Психо»), вид хвоста Ксено, проскользнувшего под романтичной парой, очень напоминает смерть Ламберта в «Чужом»...



10. Ссылка на Гигера Х.Р.

Когда выясняется, что Дэвид на самом деле является гигантским гнусным злодеем, нас приглашают в его лабораторию, где обитают всевозможные презренные любопытные существа, включая заброшенные и неудачные ранние попытки создания ксеноморфов, которых он так жаждет.

Эта комната, по сути, является отображением поэтапного развития прото-ксеноморфа из «Прометея» с помощью биотехнологий Инженеров и объединения ДНК в итоговом продукте.

В процессе мы видим несколько замысловатых эскизов Дэвида, которые четко прорисованы в стиле легендарного Гигера Х.Р., чья работа, конечно, вдохновила оригинальный дизайн Ксеноморфов.



9. Дежурная шутка «Бегущего по лезвию»

Как подтвердил сам Ридли Скотт, он добавил пасхалку, которая связывает вселенные «Чужого», «Прометея» и «Бегущего по лезвию», и которую отображали как сигнал предупреждения во всех трех фильмах:

«Я использовал то, что показывается в «Чужом», «Прометее» и «Бегущем по лезвию». Это сигнал тревоги на экранах, где виден большой оранжевый крест. Вот это в «Чужом». Вот это в «Прометее». А вот в «Бегущем по лезвию», когда отрывается от земли».

Интересно, что новый трейлер «Бегущий по лезвию 2049» тоже имеет ссылку на «Чужого», когда там появляется Инженер...




8. Волшебные волосы Дэниелс

Если вам интересно, почему прическа Кэтрин Уотерстон такая... уникальная в «Чужой: Завет», то вы можете удивиться, узнав, что, наверное, видели ее раньше в совершенно другом фантастическом кино.

Эта прическа была позаимствована у парня из «Фантастические твари и где они обитают»: актера Эзра Миллера, который сыграл жертвенника, вторичного антагониста фильма.

Уотерстон надела парик жертвенника, а Ридли Скотту, очевидно, настолько это понравилось, что он оставил его в фильме (хотя немного смягчил прическу).



7. Отсылка на Хищника


Учитывая, что Ридли Скотт снял «Прометея», чтобы исправить «Чужого» после раздутого беспорядка, который учинил «Чужой 3», удивительно отметить, что он затронул немного один из худших моментов франшизы: кроссовер с серией Хищника.

В «Завете» в первый раз мы видим атаку чужого с точки зрения существа, когда оно крадется по коридорам — это определенно похоже на ссылку на такие же кадры в серии Хищника. Разница, конечно, в том, что Ксено видит все цвета и с высокой детализацией, несмотря на то, что у него нет глаз.

Это нарушает целостность напряжения, но получилось интересное развитие.



6. Ссылка на грудолома в Прологе

Хотя Пролог не включен в финальную версию фильма (он должен быть, потому что помогает придать привязанность актерскому составу), он включает в себя собственные пасхалки и ссылки.

Сцена вокруг стола с едой, которая предшествует уходу команды в криосон, очень напоминает известную сцену «последней вечери» в «Чужом», а удушье персонажа Калли Эрнандеса – очевидная ссылка на сцену с грудоломом Кейна, еще и Теннесси шутит «еда не настолько плохая», как Паркер.

Еще Брэнсон Джеймса Франко говорит, что он пойдет в свою капсулу пораньше, потому что «сгорает». Этим словам приписывают зловещую ноту, когда он именно так и умирает, когда его капсула ломается следом за энергетическим взрывом нейтрино.



5. Золото Рейна


Фильм заканчивается сценой из классического произведения Вагнера «Золото Рейна», в которой Вейланд в прологе просит Дэвида сыграть. Андроид играет почти триумфатора в конце фильма, когда он взял на себя командование Заветом.

Песня тоже выбрана не случайно (и это парадоксально, что Вейланд выбирает ее), поскольку речь идет о гноме, который крадет источник абсолютной власти (кольцо) и использует его, чтобы почти вызвать падение богов. Что мог бы также стать упрощенной версией текущей арки Дэвида в франшизе.

Он закрылся от любви, как и гном, чтобы сконцентрироваться на создании генетического совершенства, и в конечном итоге убивает «богов», создавших его любимого патогена (Инженеров).



4. Еще одна шутка «Бегущего по лезвию»

В кульминационной, но короткой сцене с битвой между Дэниелс и Дэвидом она использует любимый гвоздь, который висит у нее на шее как напоминание о мечте ее мужа построить на берегу озера лачугу для них обоих — чтобы ударить Дэвида в подбородок. Он едва вздрагивает, но гнусно говорит: «Вот так настрой».

Это прямой повтор сцены боя из «Бегущего по лезвию» между Бэтти и Декардом. В этом фильме тоже есть насаживание на гвоздь, но получает его Бэтти. Что еще важнее, когда Декард сражается с ним и получает несколько ударов оружием, Бэтти подкалывает его тем же самым «настроем».





3. «Потерянный рай»

Перед получением названия «Чужой: Завет» продолжение «Прометея» называлось «Чужой: Потерянный рай». В этом названии менее тонкий подвод к псевдорелигиозным темам в истории. Название, видимо, было позаимствовано из классического эпического стихотворения Милтона, в котором говорилось о падении Сатаны с небес.

В качестве ссылки на это название (и чтобы подчеркнуть важность текста Милтона) Дэвид фактически использует одну из самых известных строк из стихотворения. Он спрашивает Уолтера, может, он скорее ли будет служить на Небесах, чем царствовать в Аду, именно это выбирает Люцифер.

В обоих случаях говорящий отверг рабство и теперь «управляет» собой.



2. «Сукин сын»


Во время кульминационной битвы между Дэниелс Кэтрин Уотерстон и первым Ксеноморфом снаружи спасательного судна чужой попадает в ловушку и оказывается раздавлен насмерть. Радуясь этому, Дэниэлс говорит: «Я достала тебя, сукин сын», ссылаясь на Эллен Рипли, которая говорит ту же фразу в «Чужом», чтобы отметить свой побег из Ностромо и от его инопланетного захватчика.

В обоих случаях эти победы оказываются ложными концами, впереди предстоит еще один бой.

Интересно то, что фраза «сукин сын» была любимой Ридли Скотта в «Чужом»: Паркер использует ее дважды: «А как же наши жизни, сукин сын?», обращаясь к Эшу и называя чужого огромным «сукиным сыном» позже. И, конечно, в «Чужом» Рипли называет Королеву сукой, так что Ксеноморфы буквально являются сыновьями суки.

Еще ссылка на более обширный фильм о монстрах: в «Челюстях» Броуди Роя Шайдера тоже говорит: «Улыбнись, сукин сын!», когда он собирается убить акулу. Разумеется, это оскорбление во время победы над монстром.



1. Пьющая птичка

В самом начале фильма мы видим странную на вид игрушечную птицу, пьющую из стакана на большом столе. Поклонники «Симпсонов» узнают замену Гомера, который почти уничтожает атомную электростанцию, но это также симпатичная маленькая ссылка на франшизу Чужого.

В «Чужой (1979)» очень похожую игрушечную птицу можно увидеть на заднем плане перед появлением позже еще одной. Еще птички появляются в «Чужих»: одна всплывает в рабочей версии «Чужого 3», а вторая — в «Alien: Isolation».

Теги: alien, movies

Похожие материалы



Подписаться на новости

Вверх